Национальная автономия — законное дитя революции

Ознакомительный фрагмент

Соломон Гольдельман
Еврейская национальная автономия в Украине, 1917-1920

Глава 1. Национальная автономия – законное дитя революции

Национальная революция и еврейская автономия

Еврейская национальная автономия возникла на фоне русской демократической революции, произошедшей весной 1917 года. Лозунг еврейской национальной автономии превратился из абстрактного пункта партийной программы в живое конкретное желание каждой еврейской партии. На заре национальных революций, во время торжества демократической революции, все народы Российской империи освободились от продолжительного рабства, и своими силами начали создавать собственные формы национальной жизни. Национальные свободы еврейского меньшинства, завоеванные одновременно с национальными свободами других народов, среди которых еврейские меньшинства жили на протяжении многих поколений, разделили печальную судьбу всех прочих национально-революционных достижений. Похороны еврейской национальной автономии произошли одновременно с похоронами политических  и национальных революций других народов, которые воистину «восстали из мертвых» и начали действовать в полную силу.

Общую судьбу, взаимосвязь между победами и поражениями еврейских задач и национальных достижений других народов можно проследить не только на протяжении всей революции в целом, но и на каждом конкретном этапе. Целью врагов было подорвать демократическую основу революции и подавить любые проявления сепаратизма народов, впоследствии добившихся независимости. Когда враг торжествовал, это автоматически предопределяло судьбу еврейской автономии и еврейского меньшинства в целом.

В ходе русской революции еврейская национальная автономия в Украине вовсе не была чем-то из ряда вон выходящим. Параллельные аналогичные процессы можно было наблюдать в контексте других национальных революций, например, в Латвии, Литве, Эстонии и, частично, в Белоруссии. Однако если сравнить достижения еврейского меньшинства в этих странах с масштабом, компетенцией, практической деятельностью и, прежде всего, формальным конституционным статусом еврейской автономии в Украинском государстве, мы увидим исключительную оригинальность автономного положения еврейского меньшинства Украины, и показательный характер этого статуса. Огромный  объем национальной автономии, предоставленный еврейскому меньшинству Украины, не имеет аналогов в истории еврейского народа в диаспоре. Это был уникальный, беспрецедентный пример среди многочисленных попыток урегулирования межнациональных отношений во многих многонациональных государствах.

Как уже было сказано, еврейское меньшинство достигло определенного уровня самоуправления и в некоторых других областях бывшей Российской империи, которым посчастливилось отделиться и провозгласить свою независимость. Судьба еврейских прав и институтов, созданных на основе идеи национальной автономии, в конечном счете, оказалась схожей с судьбой национально-персональной автономии крупнейшего еврейского меньшинства в бывших российских пределах – евреев Украины. Эти новые права еврейского меньшинства сходили на «нет» параллельно торжеству национально-политической реакции в новых государствах – пока, наконец, они не были отменены окончательно. Позже, когда все национальные и демократические достижения революции были смыты большевистским потопом, исчезли и сами эти национальные государства – вместе с остававшимися в них еврейскими правами.

Еврейская автономия в Литве, Латвии и Эстонии

Помимо Украины, еще в трех государствах, отделившихся от России, евреи получили некоторые автономные права – определенные прерогативы государства были делегированы евреям в соответствие с принципом самоуправления. Все три государства, Литва, Латвия и Эстония, признали принцип автономии в вопросах, касавшихся внутренних еврейских дел. Помимо общего принципа, существовали так же существенные различия, связанные с общим объемом еврейских прав, характером автономных  институтов, и, самое главное, конституционном положении еврейской автономии и ее центральных органов в государстве. В этом смысле положение еврейской автономии в этих государствах не шло ни в какое сравнение с широкими конституционными масштабами еврейской автономии в Украине. Впрочем, важно отметить, что дарование автономных прав еврейским меньшинствам Восточной Европы считалось неотъемлемой частью трех основных принципов революции: демократии, социализма и самоопределения. Еврейская автономия родилась вместе с этими тремя главными  принципами великой восточно-европейской революции.  Вместе с ними она и погибла.

Взаимосвязь между еврейской автономией и украинской революцией

В ходе революции в Украине мы могли с особой ясностью наблюдать связь между судьбой еврейской автономии и торжеством и поражением трех вышеназванных принципов. Когда волна украинской национальной революции достигла пика, и революционный парламент автономной Украины, Центральная Рада, 7 (20 по новому стилю) ноября 1917 года издал свой Третий универсал, провозглашающий создание Украинской Народной Республике в рамках федеративного российского государства, этот универсал содержал торжественное обещание национально-персональной автономии национальным меньшинствам страны.

Два месяца спустя, 9 (22) января 1918 года, Рада Четвертым универсалом объявила о создании суверенного государства. Одновременно был единогласно принят закон о национальной автономии русского, еврейского и польского меньшинств.

Две недели спустя российская Красная гвардия приказом командира Муравьева[1] №14 от 30 января (по старому стилю) заявила, что на своих штыках она принесла с севера власть советов. Национальная автономия меньшинств была аннулирована, еврейское министерство ликвидировано[2].

Несколько недель спустя Рада и правительство Украинской Народной Республики вернулись в Киев. Вместе с ними вернулись и национальная автономия, и министерства меньшинств. Когда 28 апреля 1918 года Рада приняла конституцию Украинской Республики, закон о национальной автономии был включен в ее 8-ю статью.

Правда, ратификация конституции стала последним актом украинского государства. На следующий день германские оккупационные войска разогнали демократический украинский парламент, ликвидировали республику и поставили во главе государства немецкую марионетку П.П.Скоропадского, получившего титул гетмана. Вскоре гетман отменил национально-персональную автономию и ликвидировал министерства по делам национальных меньшинств.

Осенью того же года началось восстание украинских крестьян, возглавленное демократическими и социалистическими партиями. С самого начала именно крестьяне были главными участниками украинской революции против национально, социально и политически реакционного режима гетмана и немцев.

Украинская Народная Республика восстала из мертвых. Вслед за победой демократической революции последовало и восстановление автономии меньшинств, а так же Министерства по еврейским делам.

Однако эта ситуация оказалась недолговечной. В начале февраля 1919 года Красная армия снова захватила Киев. Вскоре новая власть ликвидировала еврейскую национальную автономию и начала уничтожать все прочие еврейские национальные и культурные структуры и институты[3].

В течение полутора лет, до ноября 1920, небольшой треугольник украинской территории оставался свободным от советской власти. Его политическим и административным центром был город Каменец-Подольский. Помимо других государственных институтов, там действовало и Министерство по еврейским делам. Однако вследствие предпринятого в 1920 году неудачного польского наступления на Украине последняя украинская столица была захвачена большевиками. После этого было покончено и  с последними остатками автономной еврейской жизни в Украине.

Коммунисты стали безраздельными хозяевами Украины. Вместо уничтоженной еврейской национальной автономии и других национальных и демократических еврейских институтов и организаций появилась Еврейская секция ВКП (б). Десять лет спустя, когда от прежней свободной еврейской общественной жизни не осталось и следа, советская власть «Евсекцию» ликвидировала[4], дабы не осталось никаких признаков «еврейского национального сепаратизма». На еврейской улице стало тихо, как на кладбище.

**********

[1] Михаил Муравьев (1880-1918) – подполковник русской армии, перешедший на сторону Советской власти. После заключения Брестского мира попытался поднять мятеж и был убит.
[2] «Заняв на несколько недель Киев, большевики разрушили до основания то, что с таким трудом и надеждами было создано украинским национальным движением. Фактически была отменена также и национально-персональная автономия для меньшинств» (И.Чириковер, Антисемитизм и погромы на Украине, 1917-1918 гг., Берлин, Ostjusisches historisches arciv, 1923, стр.108).
[3] На этот раз – при активном участии свежеиспеченных еврейских коммунистов, бывших еврейских социалистов – таких, как Рафес, Литваков, Хургин и других. Все они, еще недавно бывшие членами Центральной Рады и создателями еврейской национальной автономии, принялись уничтожать все, что создали своими руками, и проклинать все, что недавно восхваляли.
[4] Еврейская секция ВКП(б) была создана в 1918 и распущена в 1930 году (прим.переводчика).

Конец ознакомительного фрагмента

Подробнее о книге и проекте: Еврейская национальная автономия в Украине, 1917 — 1920 — Еврейская мозаика (jewish-mosaic.com)

Книга доступна в формате epub и pdf.  Стоимость 50 шекелей (по Bit (для израильтян) или PayPal; по договоренности возможна оплата в рублях).
По вопросам приобретения обращайтесь: levinevgeny@yahoo.com 
Через ФБ: Evgeny Levin | Facebook 
Или «Живой журнал»: о.Арониус — ЖЖ (livejournal.com)

1 комментарий к “Национальная автономия — законное дитя революции”

Оставьте комментарий